Сентябрьские праздники

РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В СЕНТЯБРЕ

Праздник 1 сентября. День знаний

День знаний

1 сентября Россия отмечает волнительный и прекрасный праздник - День знаний. Во все века люди стремились к знаниями, учились, обучали и только 1 сентября 1984 года Верховный Совет СССР официально учредил 1 сентября праздником - Днем знаний. 1 сентября — для всех нас праздник, который каждый год объединяет людей разных поколений, разных профессий. В этот день одинаково взволнованы первоклассники и их родители, дедушки и бабушки. Перед учениками открывается бесконечный мир знаний, впереди их ждут интересные открытия, удивительные встречи. И это волнение они будут переживать каждый год, с особым чувством переступая порог родной школы, где, кажется, уже все знакомо и где еще многое предстоит узнать. Праздником считают 1 сентября учащиеся и студенты училищ, колледжей, вузов. С этого дня они ведут новый отсчет — впереди знакомство с профессией, освоение трудовых навыков и начало взрослой жизни.

Праздник 2 сентября. День российской гвардии

Праздник 2 сентября. День российской гвардии

2 сентября по всей России отмечается праздник День российской гвардии. Этот праздник был установлен 22 декабря 2000 года указом президента Владимира Владимировича Путина № 2032 «Об установлении Дня российской гвардии» в связи с трехсотлетием российской гвардии в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций и повышения авторитетности военной службы.

Российская Императорская Гвардия была учреждена в начале царствования Петра I из Преображенского и Семеновского полков в 1687 году. В 1918 году она была распущена. И только в годы Великой Отечественной войны воссоздана снова.
Звание «гвардейский» присваивалось воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям советских Вооруженных сил, отличившихся в боях во время Великой Отечественной войны. Воинское формирование получало гвардейское знамя, а личный состав - гвардейское звание и нагрудный знак.

Гвардией называли отборную, привилегированную, лучше других обученную и экипированную часть войск. Гвардия была ядром армии. Вооруженные отряды, состоявшие непосредственно при монархе, часто выполняли функции его личной стражи.

Первое упоминание о российских гвардейских частях, приводится в исторической летописи российской армии, в связи с боевыми походами петровских войск под Азов и Нарву. На основании "Хроники Российской императорской армии", которая была составлена по повелению императора Николая Первого, официально было установлено именовать Преображенский и Семеновский полки Лейб-гвардией с 2 сентября (22 августа по старому стилю) 1700 года. Само именование «лейб-гвардия» было взято из Европы. Оно состоит из двух слов: немецкого «лейб» - тело и старогерманского «гвард» - охрана. Лейб-гвардия - царские телохранители или царская стража.

Гвардейские полки участвовали в сражениях Северной войны 1700 - 1721 гг., в Персидском походе 1722 - 1723 гг., в русско-турецких войнах 1735 - 1739 гг. и 1877 - 1879 гг., в войнах с Францией во главе с Наполеоном и Первой мировой войне.

Созданная Петром, российская гвардия прошла славный боевой путь, став надежным оплотом государства.

В 1918 году вместе с расформированием царской армии, были уничтожены и гвардейские части.

Второе свое рождение гвардия пережила во время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года за массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство, проявленные в ходе кровопролитных боев Смоленского сражения, по решению Ставки ВГК приказом Наркома Обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308, четыре стрелковые дивизии 100-я, 127-я, 153-я и 161-я были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские дивизии. К концу ВОВ Советская гвардия насчитывала 11 общевойсковых и 6 танковых армий, 39 стрелковых, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 13 авиационных корпусов, 128 стрелковых, 17 кавалерийских, 47 авиационных, 6 зенитноартиллерийских дивизий.

Гвардейские знамена и нагрудные знаки гвардии: прямоугольные пластинки с муаровой лентой оранжевого цвета, с черными продольными полосками – первым гвардейским частям были вручены 19 июня 1942 года. С 1943 года прямоугольный знак заменен флагом с надписью «Гвардия».

В российской армии сохранено высокое и почетное гвардейское звание. Гвардейцы конца XX в. верны законам гвардии, выработанными и закрепленными их предшественниками. Яркой страницей в новейшей истории российских гвардейских частей стал подвиг 6-ой роты 104-го гвардейского парашютного-десантного полка под Улус-Кертом. 29 февраля 2000 года произошло событие, которое можно смело назвать определяющим для всей постоветской истории нашей страны. В этот день 6-я рота 104 парашютно-десантного полка 76 (Псковской) воздушно-десантной дивизии вступила в смертельную схватку с двадцатикратно превосходящим противником на высоте 776,0 в районе чеченского селения Улус-Керт. Почти все они погибли, но не отступили, уничтожив половину шедших на прорыв боевиков.
В Российской Федерации также был опыт создания своей гвардии – национальной, и этому событию в этом году исполнилось пятнадцать лет.

На митинге у Белого Дома 20 августа 1991 года граждане России стихийно стали записываться в отряды и подразделения российской гвардии. Руководствуясь пунктом 11 статьи 121-5 Конституции РСФСР, Решениями Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21-23 августа, Президент РСФСР Борис Ельцин поручил Вице-президенту РСФСР Александру Руцкому приступить к формированию российской гвардии для усиления защиты конституционного строя и демократических завоеваний, создания дополнительных гарантий законности и правопорядка на территории страны.

В соответствии с поручением Президента в секретариате Александра Руцкого была создана рабочая группа по разработке нормативных документов для создания российской гвардии, затем была организована Комиссия по разработке Концепции законопроекта о российской гвардии. Комиссия, проанализировав ситуацию в стране после событий 19-21 августа, изучив мировую и российскую практику создания и функционирования подразделений и частей национальной гвардии, определила, что существующий на тот момент государственный механизм явно недостаточен для обеспечения нормального функционирования органов государственной власти и их защиты и требует существенного совершенствования. Одним из видов работы в этом направлении явилось бы создание РГ, непосредственно подчиненной высшему должностному лицу и главе исполнительной власти – Президенту РСФСР.

Сегодня в составе Вооруженных Сил РФ находятся гвардейская танковая Кантемировская дивизия, гвардейская мотострелковая Таманская дивизия, гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская дивизия; гвардейская отдельная мотострелковая Севастопольская бригада; гвардейские соединения ВДВ, другие гвардейские части и корабли ВМФ.

В армии новой России сохранено высокое и почетное гвардейское звание. И в наши дни гвардия - символ чести, мужества, доблести, верности и геройства. Гвардейцы конца двадцатого века верны законам гвардии, выработанными и закрепленными их предшественниками.

Гвардейцы российской армии гордо несут на своих знаменах почетные наименования, напоминающие нам о славных днях прошлого.

Праздник 3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом

3 сентября - трагическая дата в календаре российских праздников. 3 сентября - одна из памятных дат в России, которая носит название День солидарности в борьбе с терроризмом. День солидарности в борьбе с терроризмом установлен федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Эта дата связана с трагическими событиями в Беслане 1—3 сентября 2004 года. В результате террористического акта в школе № 1 города Беслан, когда трое суток чеченские боевики удерживали в заложниках более тысячи человек погибло свыше 350 человек, из них 186 - дети. В День солидарности в борьбе с терроризмом принято вспоминать жертв террористических актов, а так же сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга.

Праздник 4 сентября. День специалиста по ядерному обеспечению

Праздник 4 сентября. День специалиста по ядерному обеспечению

День специалиста по ядерному обеспечению установлен Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Испытания ядерного оружия. Первое ядерное испытание

Ядерное оружие является военно-техническим гарантом обеспечения национальной безопасности, ключевым фактором, определяющим особый военно-политический статус России как великой державы в современном мире.

Ядерное оружие гарантирует получение противником неприемлемого ущерба в любых масштабных военных конфликтах, оно способно обесценить качество всех современных систем оружия, его потенциал исключал и способен исключить практическую возможность внешней агрессии в отношении России, откуда бы она ни исходила.

На первых этапах ядерных программ США и СССР работы в практическом плане были направлены на улучшение массогабаритных характеристик этих зарядов, более эффективное использование делящихся материалов, повышение стабильности параметров ЯЗ в различных ситуациях. Эти работы были связаны с проведением значительного количества ядерных испытаний, в которых апробировались конкретные технические решения перечисленных вопросов.

Ядерные испытания, проводившиеся в рассматриваемых целях, предоставляли конкретную информацию в отношении энерговыделения ядерного взрыва, параметров нейтронного и гамма-излучений, сопровождающих деление ядер, и тем самым позволяли тестировать и развивать наряду с лабораторными экспериментами систему проектирования ЯЗ.

Проектирование ЯЗ, являющееся отправным элементом создания нового вида ядерных зарядов или модернизации ранее разработанных ЯЗ, неразрывно связано с ядерными испытаниями. Эта связь определяется накопленным практическим опытом разработки ядерных зарядов различных типов, развитием системы физико-математического моделирования процессов, происходящих в ЯЗ, и степенью адекватности расчетных параметров результатам ядерных испытаний. Уровень достоверности и универсальности системы физико-математического моделирования является одним из ключевых элементов в технологии создания ЯЗ. Это качество определяется, с одной стороны, уровнем развития собственно физических моделей и возможностями вычислительной техники, с другой - объемом проверки их выводов в разнообразных ситуациях, складывающихся в конкретных ядерных испытаниях. В этом плане каждое ядерное испытание (удачное или неудачное испытание конкретного ЯЗ) вносит свой вклад в общую технологию проектирования ядерного оружия, хотя размер и значение этих вкладов могут существенно варьировать для различных экспериментов. Очевидно также, что достаточность развитой системы проектирования ЯЗ зависит и от конкретного характера решаемых задач. По мере накопления экспериментального опыта и совершенствования моделей система проектирования может в ряде вопросов заменять ядерные испытания. Конкретные характеристики развитой системы проектирования ЯЗ, особенности боеприпасов созданного ядерного арсенала, характер возможных изменений технологии производства и эксплуатации, предъявляемые требования к ЯЗ определяют возможности поддержания созданного ядерного арсенала и разработки новых видов ЯЗ в условиях запрещения (моратория) ядерных испытаний.

Одной из общих черт развития ядерного оружия СССР и США является то, что оба государства создали свои системы ядерных вооружений на основе плутония как определяющего делящегося материала первичных модулей и автономных ЯЗ. Использование плутония позволило, благодаря его высоким нейтронно-размножающим свойствам, достигнуть существенного продвижения в таких параметрах, как габаритно-массовые параметры ЯЗ, отношение „энерговыделение/масса“, и адаптировать ядерное оружие для целей различных видов вооружённых сил. Вместе с тем этот подход обусловил проблему аварийной радиационной взрывобезопасности ЯЗ, связанную с опасностью загрязнения окружающей среды активностью плутония при авариях с ЯЗ, и привёл к значительному развитию радиационно-опасных технологий, связанных с производством, выделением и обработкой плутония. При этом необходимо иметь в виду, что в том случае, если бы не удалось получить такой материал, как плутоний, системы ядерного оружия США и СССР, конечно, были бы созданы, хотя история их развития и характеристики были бы, несомненно, другими.

В подавляющем большинстве ядерных испытаний определялись параметры, характеризующие эффективность сжатия плутония, входящего в состав ЯЗ, а также влияние на неё различных изменений, вносимых в схему отдельных конкретных зарядов. Эти исследования, а также гидродинамические лабораторные эксперименты, гидроядерные эксперименты и нейтронно-физические эксперименты с критическими сборками позволили создать достаточно информативную картину поведения блоков с плутонием в различных условиях его взрывного нагружения, характерных для ядерных зарядов.

Праздник 7 сентября. День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности

Праздник 7 сентября. День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности

7 сентября в России отмечается праздник - День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности.

День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности отмечается в первое воскресенье сентября по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности - это праздник всех, кто связал свою судьбу с нелегкой профессией геологов, буровиков, разработчиков, строителей, транспортников, технологов и множеством других нефтяных и газовых специальностей.

Нефтяная и газовая промышленность постоянно наращивает уровни добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, обеспечивая тем самым как внутренние потребности страны в энергоресурсах, так и выполнение экспортных обязательств.

Праздник 8 сентября. Международный день солидарности журналистов

Праздник 8 сентября. Международный день солидарности журналистов

8 сентября отмечается праздник - Международный день солидарности журналистов.

Ежегодно 8 сентября по решению IV конгресса Международной организации журналистов в память известного чешского журналиста Юлиуса Фучика, погибшего в годы второй мировой войны, отмечается Международный день солидарности журналистов.

8 сентября 1943 года в Германии гитлеровцы казнили чешского журналиста Юлиуса Фучика. Он был одним из лидеров антифашистского движения Чехословакии. Юлиус Фучик стал известен всему миру своей книгой «Репортаж с петлей на шее», написанной им в застенках пражской тюрьмы. После его смерти книга была переведена на 70 языков мира, а с 1958 года день смерти Фучика стал отмечаться как Международный день солидарности журналистов.

Однако не только в этот день, а в повседневной деятельности многие из пишущей и снимающей братии ощущают локоть и плечо коллеги, какие бы барьеры и границы их не разделяли. И объединяет всех общее дело - сбор и распространение информационных материалов, чем достигается удовлетворение одной из самых насущных потребностей человечества - информационное потребление.

В день солидарности журналистов во всем мире проходят конференции, съезды, на которые собираются журналисты из разных стран. На этих конференциях они не только делятся своим опытом, но и получают награды за свой порой весьма опасный труд. Так, например, вручение Пулитцеровской премии - самой престижной премии журналистов в Америке - происходит почти всегда 8 сентября.

Старейшая и наиболее крупная международная журналистская организация в мире - Международная организация журналистов (МОЖ). Основана 8 июня 1946 года на конгрессе в Копенгагене представителями 21 страны антигитлеровской коалиции. Цели и задачи МОЖ: сохранение мира и укрепление дружбы и сотрудничества народов путем свободного, правдивого и честного информирования общественности; борьба против пропаганды войны, фашизма, национальной и расовой дискриминации, разного рода конфликтов; охрана свободы печати и журналистов от влияния монополий и финансовых групп; защита права журналистов писать в соответствии с их совестью и убеждениями, борьба с ложью, клеветой и дезинформацией со стороны прессы; охрана прав журналистов, борьба за улучшение материальных условий их существования. Вместе с другими демократическими организациями МОЖ борется за универсальные ценности гуманизма, соблюдение норм международного права, уважение к таким институтам мирового сообщества, как ООН, за упрочение нового международного информационного порядка.

Объединяя более 420 тысяч профессионалов СМИ, действующих во многих странах мира, организация принимает в свои ряды как национальные союзы журналистов, так и индивидуальных членов.

Организацией учреждены Международная журналистская премия и Почетная медаль имени Юлиуса Фучика, присуждаемые за прогрессивную профессиональную деятельность, способствующую сохранению мира и развитию сотрудничества и единства журналистов.

Праздник 8 сентября. День воинской славы России. Бородинская битва (1812 г.)

Праздник 8 сентября. День воинской славы России. Бородинское сражение (1812 г.)

8 сентября - День воинской славы России. Бородинское сражение (1812 г.)

Русская армия на Бородинском поле одержала крупнейшую победу. Наполеон, стремившийся разбить русских в генеральном сражении и тем решить судьбу войны в свою пользу, не добился этой цели. Русская армия под командованием Кутузова исключительно упорно сражалась за занимаемую позицию при Бородине и нанесла тяжелый удар французским войскам. Потери противника достигли 58 тысяч солдат, 1600 офицеров и 47 генералов. Наполеон впоследствии называл Бородинское сражение самым кровопролитным и ужасным из всех пятидесяти данных им сражений. Его лучшие войска - кавалерия неаполитанского короля - Мюрата, пехота Даву, Нея, Богарне, которые не раз одерживали крупные победы над армиями ряда Европейских государств, неоднократно отступали с тяжелыми потерями под ударами героических защитников Багратионовых флешей и батареи Раевского.

Сознание непобедимости русской армии овладело французскими солдатами и их полководцами. “Какое грустное зрелище представляло поле битвы - писал в своем дневнике офицер французской армии Ложье. - Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем... Все потрясены и раздавлены”.

Русская армия потеряла в сражении 38 тысяч солдат, 1500 офицеров и 29 генералов. Они проявили огромную стойкость и массовый героизм, покрыв себя неувядаемой славой.

Бородинское сражение - яркий пример высокого полководческого искусства М.И.Кутузова. Удачный выбор позиции, умелое размещение войск, а также наличие сильных резервов обеспечивали прочность обороны русской армии и давали возможность М.И.Кутузову искусно маневрировать войсками. В то же время армия Наполеона была скована в маневре и оказалась вынужденной вести фронтальное наступление с тяжелыми потерями в пехоте и коннице.

Действия М.И.Кутузова как полководца всегда основывались на твердой уверенности в стойкости и мужестве русских солдат и офицеров.

Бородинское сражение было переломным этапом Отечественной войны 1812 года. Оно имело огромное международное значение. Оно сказалось на дальнейшей судьбе всей Европы. Ослабленный под Бородино Наполеон в дальнейшем понес общее поражение сначала в России, а затем и в Европе. Его империя распалась, а порабощенные им народы вновь обрели национальную независимость.

Праздник 11 сентября. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Праздник 11 сентября. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября, в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

После Крещения Господня Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1—12) и Марка (Мк. 6, 14—29). У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). Но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но Ирод не мог нарушить неосторожной клятвы. Он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9 марта)

Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая (7 июня).

Традиции и обычаи

В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду. В христианской истории первым из таких людей стал Иоанн Креститель.

Как особая дата Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечалось еще учениками Иоанна Крестителя. В Русской Церкви ко дню памяти пострадавшего за истину Предтечи Господня присоединяется также поминовение православных воинов, "за веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших". Особое поминовение погибших защитников Отечества в этот день установлено при Екатерине II в 1769 году, когда Россия вела войну с Турцией и Польшей.

Этот день на Руси был прозван "Иван Постный". Почему - Постный? Иванов день - день поста, и поста строгого. Ничего скромного русская деревня в этот день не ела: "Поститель Иван - пост внукам и нам", "Не соблюдешь Иван-пост - прищемят в аду хвост". Однако это не мешало устраивать в праздник веселые и сытные застолья: осень - пора благодатная, в лесу - грибы и ягоды, в реке - рыба, в огороде созрели овощи, амбары полны...

"На Ивана Постного хоть и пост, а разносол". Грибная похлебка, овсяных кисель были обязательной принадлежностью праздничного стола. И, конечно, пироги - но ни в коем случае не круглые. Памятуя об отрубленной голове Иоанна, нельзя было употреблять в пищу ничего круглого - ни картофель, ни капусту, ни арбузы, ни лук. Приготовить еду нужно было заранее - нож 11 сентября в руки брать запрещалось. И топора брать нельзя, и заступа, и косы: они - острые, и напоминают о гибели Крестителя. Так что Иван Постный повсеместно был выходным днем.

Этот день считался хорошим днем для предсказаний погоды и будущего по поведению птиц: если журавли летят от Тулы на Киев, вскоре наступят холода; лебеди летят - к снегу; сколько раз филин будет бухать, столько пудов хлеба будет намолочено... Именно с этого дня осень считалась на деревенской Руси вступившей в свои неотъемлемые права.

Праздник 11 сентября. День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра (1790 г.)

День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра (1790 г.)

11 сентября - День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

"Победитель всех неприятелей России на морях…" - так назвал император Александр I Федора Федоровича Ушакова (1745-1817), адмирала, выдающегося флотоводца России. Безумно храбрый, обладатель благороднейшего сердца, современник и друг А.В. Суворова. Многое объединяло двух полководцев. Оба они – герои русско-турецких войн и первой войны России с Францией, оба – создатели школы полководческого искусства, из которой вышли фельдмаршал Кутузов и адмирал Сенявин, оба относились с уважением к солдатам и матросам, что в то время считалось предосудительным для офицера, оба – непобедимы. Сорок морских баталий на счету прославленного полководца и ни одного поражения.

Присоединение Крыма к России в 1783 году и усиление русского флота на Черном море привели к существенному обострению русско-турецких отношений. Подстрекаемая Англией и Францией Турция в августе 1787 года предъявила России ультиматум, но получив решительный отказ, объявила войну и в сентябре начала военные действия на Черном море. По русскому плану Черноморский флот должен был содействовать сухопутным войскам, оборонять побережье Крыма от возможного десанта и нарушать коммуникации противника на море.

В русско-турецкой войне 1787 — 1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра.

В начале августа 1790 года русская армия развернула наступление против турок на Дунае. Для его поддержки в Херсоне была подготовлена гребная флотилия под командованием О.М. де Рибаса, но из-за присутствия в западной части Черного моря крупной турецкой эскадры она не могла совершить переход в Дунай. На помощь ей из Севастополя вышла эскадра под флагом командующего Черноморским флотом Ф.Ф. Ушакова (в ту пору контр-адмирала). Она включала 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий.

 28 августа (8 сентября) 1790 г. русские корабли неожиданно появились перед противником, стоявшим на якоре. «Неприятельский флот, — записано во флагманском журнале Ушакова, — обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная». С ходу, не перестраиваясь в боевой порядок, русская эскадра атаковала турецкий флот. Линия турецких судов расстроилась, и они стали спешно уходить к Дунаю. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру. На следующий день Ушаков возобновил преследование. Экипажи черноморских кораблей проявили высокое мастерство. Открывая огонь, Ушаков спешил сблизиться с противником. «Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела — и картечь!» — таков был его обычный прием, приводивший врага в замешательство. Турецкий 66-пушечный линейный корабль "Мелеки Бахри" ("Владыка морей"), потеряв командира, сдался без боя. Затем огнем русских корабельных пушек был поражен и взорван 74-пушечный флагман "Капудание". Вместе с "Капудание" на дно ушли около 700 человек команды и казна турецкого флота. Пожар и взрыв огромного адмиральского корабля, гибель сотен людей у всех на виду произвели потрясающее впечатление и окончательно сломили турок. В итоге — 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Потери турок превысили 2 тыс. человек, у русских — 21 человек погиб и 25 было ранено.

Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Ф. Ф. Ушакова в России прозвали «морской Суворов».

После сражения Ушаков привел флот к Гаджибею (нынешняя Одесса), где его встретил прибывший из Ясс генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический. В написанном им приказе говорилось: "Знаменитая победа, одержанная Черноморскими Ее Императорского Величества силами под предводительством контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова, в 29-й день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов". За одержанную победу при Тендре Ф.Ф.Ушаков был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени.

Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. учреждена медаль Ушакова. Ею награждаются военнослужащие Военно-Морского Флота за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации на морских театрах военных действий. Это говорит о том, что Морской бой у Тендры является одним из величайших морских сражений в истории Русского флота.

Праздник 14 сентября. День танкиста

Праздник 14 сентября. День танкиста

14 сентября 2008 года, в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил страны бронетанковой техникой, отмечается праздник - День танкиста.

День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября.

После второй мировой войны, в конце 40-х годов XX века, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября Дня танкистов. В годы Великой Отечественной Войны, в 1944 году, именно 11 сентября, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление.

День танкиста с тех самых пор являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом.

Праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и празднуется как день всемирной радости.

21 сентября - большой праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник Рождество Пресвятой Богородицы — первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.

Пресвятая Матерь Божия родилась у родителей весьма почтенного возраста. Иоаким и Анна были праведны перед Богом, чисты сердцем, соблюдали заповеди Божии и всем были известны своим смирением и милосердием. Но прошло 50 лет их брачной жизни, а у них так и не было детей.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., - говорится в Похвальном слове на Рождество Богородицы Илии Минятия, - день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.

Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.

Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”. День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле. Длится праздник 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".

Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы — великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.

И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. Слабые душой и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве. А разве можно найти лучше покровителя, чем тот, который на небесах ходатайствовал бы о нас ко Господу, был бы готов делать это непрестанно, и чье ходатайство было бы приятно Богу. И вот такую заботливую Покровительницу, Мать, обнимающую в Своей любви всех и каждого, усердную Заступницу, неотступную Ходатаицу ныне даровал Господь земле в лице назаретской Девы, теперь окруженной на небесах славою Царицы Небесной.

Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы — начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Праздник 21 сентября. День работников леса

Праздник 21 сентября. День работников леса

21 сентября - праздник всех работников леса.

День работников леса в России отмечается каждое третье воскресенье сентября. День работников леса - это праздник людей, жизнь которых связана с охраной и приумножением лесных богатств нашей страны, с заготовкой и переработкой древесины.

В 1977 году, 18 сентября, в Советском Союзе было принято "Лесное законодательство", регулирующее вопросы лесного хозяйства. И вот с этого дня одновременно с принятием "Лесного законодательства" было решено официально отмечать День работников леса. Праздник День работников леса установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 "О праздничных и памятных днях" в 1977 году. И с тех пор каждую осень лесники отмечают свой профессиональный праздник, день, когда все вспоминают их заслуги, почитают их самоотверженный труд на благо общества.

Лес – наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народнохозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны. Лес в России - это бесценный дар природы и величайшее национальное достояние, источник духовного и эмоционального потенциала нации, ее здоровья.

День работников леса, этот профессиональный праздник отмечают не только специалисты лесного хозяйства, лесной охраны, лесозаготовительных, целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих предприятий, ветераны лесопромышленного комплекса, но и все те, кто с любовью и уважением относится к лесу.

Праздник 21 сентября. День воинской славы России. Куликовская битва (1380 г.)

Праздник 21 сентября. День воинской славы России. Куликовская битва (1380 г.)

21 сентября - День воинской славы России - Куликовская битва (1380 г.).

Куликовская битва - сражение русского войска под предводительством Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарскими войсками, происшедшее 8 сентября 1380 года на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области) - одна из самых крупных битв средневековья, явившаяся поворотным пунктом в борьбе русского народа против монголо-татарского ига.

Летом 1380 года монголо-татарское войско, в которое входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, а также наемные отряды крымских генуэзцев (общая численность 100-150 тысяч человек), возглавляемое фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем, двинулось на Русь, чтобы сломить возрастающую мощь русских княжеств (особенно Московского) и их стремление к независимости. Союзниками Мамая были великий князь литовский Ягайло и, по некоторым данным, рязанский князь Олег.

Получив известие о выступлении Мамая, Дмитрий Иванович послал во все русские княжества гонцов с призывом выставить все возможные силы для защиты русской земли. Отряды русских войск собирались на путях к Москве - в Коломне и Серпухове - на тот случай, если бы Мамай попытался упредить их нападение. Основное ядро русского войска составляли москвичи, а также воины земель, признавших власть московского князя. К ним примкнули украинские и белорусские отряды. В походе не участвовали воины Новгородской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской земель. Московский князь рассчитывал активными наступательными действиями, во-первых, не допустить соединения противника, а во-вторых - разгромить войско Мамая до вторжения его в русские княжества.

20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о неприятельских движениях. Здесь соединился с ним его двоюродный брат Владимир Андреевич серпуховский, приехал также большой московский воевода Тимофей Васильевич Вельяминов с остальными полками. Тогда, Дмитрий велел переправляться через Оку, за неделю до Семёнова дня (1 сентября), переправилось войско, на следующий день переехал сам великий князь со своим двором, и 6-го сентября русское войско (100-150 тысяч человек) достигло Дона у устья реки Непрядва. В тот же день состоялся военный совет, который по предложению Дмитрия Ивановича принял решение о переходе через Дон на Куликово поле. Переход через Дон исключал возможность нападения литовцев, подходивших к г.Одоев, и обеспечивал выгодные для русских условия боя: размеры Куликова поля и леса по берегам огибавших его рек ограничивали возможности обходных маневров монголо-татарской конницы.

День воинской славы России. Куликовская битва (1380 г.)Дмитрий принял решение мостить мосты и искать брод; в ночь 7-го сентября войско начало переправляться за Дон. Утром 8 сентября русские переправились через Дон и под прикрытием сторожевого полка развернулись в боевой порядок на Куликовом поле, куда уже подходило войско Мамая. Дмитрий Иванович создал глубокий боевой порядок: в центре стоял большой полк (великокняжеский), правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную для действий монголо-татарской конницы местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. Сторожевой полк имел задачу завязать сражение, передовой полк - принять на себя первый удар конницы противника и расстроить ее боевые порядки. Оба полка должны были ослабить силу вражеского удара по главным силам. За большим полком был расположен частный резерв (конница). Кроме того, из отборной конницы был создан сильный засадный полк под командованием опытных военачальников - воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Этот полк выполнял задачу общего резерва и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.

В целом боевой порядок русского войска обеспечивал устойчивость против фронтальных и фланговых ударов, позволял наращивать усилия из глубины и осуществлять взаимодействие между отдельными его элементами.

В двенадцатом часу начали показываться татары: они спускались с холма на широкое Куликово поле; русские также сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда прежде не бывало на Руси. Сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызывал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силами. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями на перевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, присев на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят татары русских, того и гляди их окружат. Но устоял большой полк. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Тогда Мамай перенес удар на левый фланг. Страшен был бег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил.

День воинской славы России. Куликовская битва (1380 г.)В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный полк князя Владимира Андреевича и московского воеводы, Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских. Это появление свежих сил на стороне русских решило участь битвы: Мамай, стоявший на холме с пятью знатнейшими князьями и смотревший от туда на сражение, увидал, что победа склонилась на сторону русских, и обратился в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными).

Возвратившись с погони, князь Владимир Андреевич, спохватившись, начал искать великого князя Дмитрия; Владимир стал расспрашивать: не видал ли кто его? Одни говорили, что видели его жестоко раненного, и поэтому его надо искать между трупами; другие, что видели, как он отбивался от четырех татар и бежал, но не знают, что после с ним случилось; один объявил, что видел, как великий князь, раненный, пешком возвращался с боя. Владимир Андреевич стал со слезами на глазах упрашивать, чтоб все искали великого князя, обещал тому, кто найдет великие награды. Войско рассеялось по полю; после долгих исканий нашли великого князя, едва дышащего, под ветвями недавно срубленного дерева. Получивши весть, что Дмитрий найден, Владимир Андреевич поскакал к нему и обвил о победе; Дмитрий с трудом пришел в себя, с трудом распознал, кто с ним говорит и о чем; панцирь его был весь избит, но на теле не было ни одной смертельной раны.

Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий, которого с тех пор прозвали Донским, с войском торжественно, под колокольный звон вступал в Москву. Долгожданную победу праздновали громко и широко.

Куликовская битва имела огромное историческое значение в борьбе русского народа за освобождение от монголо-татарского ига. Куликовская битва показала возросшее стремление русских земель к независимости и подняла роль Москвы как центра их объединения. Хотя победа в Куликовской битве еще не привела к ликвидации монголо-татарского ига, однако на Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сокрушительный удар, который ускорил ее последующий распад.

В Куликовской битве проявился высокий патриотизм русского народа, превосходство русского военного искусства над искусством монголо-татар. Опираясь на моральное превосходство русских воинов, поднявшихся на освободительную войну, Дмитрий Иванович действовал активно и решительно. О высоком военном искусстве русского полководца свидетельствуют хорошо налаженная разведка, обеспечившая принятие правильного решения; умение верно оценить условия местности, определить замысел врага и учесть его тактические приемы; рациональное построение боевого порядка русского войска и тесное взаимодействие его составных частей в ходе сражения; наконец, искусство использования общего и частного резервов в сражении, а после его завершения - организация его преследования. Важное значение в успехе Куликовской битвы имели стойкость и самоотверженность русских воинов и самостоятельные, инициативные действия военачальников в сражении.

Праздник 27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник 27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября св. Церковь празднует Воздвижение честного животворящего Креста Господня.

Воздвижение Честного и Животворящего креста Господня - один из великих христианских праздников. Этот очень древний праздник и обычай, по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением, связаны с двумя большими событиями в истории христианской Церкви.

Во времена гонений на Церковь римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадая за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117—138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при р