Прощай, мясо! Именно так переводится с латыни безобидное слово «карнавал». Этот своеобразный праздник был «изобретён» в средние века в католической Европе как преддверие серьёзного для верующих испытания – Великого поста. Таким образом, карнавал – это последний день перед постом, когда разрешалось вкушение мяса.

прощай мясо

Кроме мясной и близкой к ней (молоко, яйца, рыба) пищи, в Великий пост строго запрещено вино, а также все прочие удовольствия – смех, музыка, танцы. Ведь, с точки зрения религиозного человека, Великий пост – это большой траур (ведь боженьку убили! Правда, он потом воскрес, но всё-таки без траура никак). Поэтому в последний день нужно было насладиться всеми радостями жизни «по полной программе».

До XVIII века праздничная часть карнавала была второй и как бы неофициальной половиной праздника. Первая половина представляла собой торжественные богослужения. Однако в указанном веке два события окончательно разделились, и под карнавалом стали подразумевать сам весёлый праздник, который постепенно оторвался от религиозной идеологии.
 

4_prev.jpg

Существенными характеристиками карнавала с самого начала его появления в Венеции (а это примерно Х век) являются переодевание и торжественное шествие по улицам. Как считают исследователи, это тесным образом связывает христианский карнавал с его языческими корнями – праздником урожая.

Существует также мнение, что карнавал – это переименованный и впоследствии подправленный церковью языческий праздник «Навигиум исидис», который в Древнем Риме именовался «Каррус навалис». Естественно, версия о словосочетании «карне вале» («прощай, мясо») объявляется в этом случае народной этимологией.

Всем своим духом карнавал должен был подчеркнуть изобилие и богатство, а также полнокровие и радость. Он был аналогией православной Масленицы, которая тоже происходит от языческого сельскохозяйственного празднества. Во Франции и франкоговорящих странах его называют «Жирный вторник», а в Польше – «Остатки». Также в Польше и Чехии распространено название «Мясопуст».

5_prev.jpg

Это, выходит, день, когда официально разрешено всеобщее насыщение и необузданность чувств. Не только у римлян и славян, но и у других народов (в частности, у индейцев) существовали подобные методы организации чувственной жизни; так, у ацтеков существовали в году пять последних «чёрных» дней, когда можно было забыть о богах и законах, развлекаться, а также убивать, воровать и не отдавать долги.